ЯВА

ОБ АВТОРЕ
ВИДЫ ОТЕЧЕСТАЕННЫХ МОТОЦИКЛОВ
ИЖ МИНСК ЯВА УРАЛ ЗИД

Чехословацкий мотоцикл "ЯВА". В 70-80-х олицетворял собой мечту советского человека о крутизне и мужском достоинстве. "Между ног болтается, на три буквы называется" - из недавнего советского народного фольклора, повествующего о широком кругозоре владельцев "Явы". История "Явы" началась в 1928 году, когда чешский инженер Франтишек Янечек решил переоборудовать принадлежащий ему оружейный завод "Zbroiowka" на производство мотоциклов. Базовой моделью стал немецкий 500-кубовый "Wanderer", для чего и был куплен патент у этой фирмы. Так и получилось это название "Jawa" ("Ява"), где "Ja" - это сокращение от Янечек, а "Wa" - от Вандерера. В 30-е годы здесь выпускались более элегантные модели британского инженера Джорджа Патчетта. Потом - война, на заводе по приказу германского командования делалось "Все для фронта, все победы" (правда, немецкой). И лишь немногочисленные энтузиасты-подпольщики, между изматывающей работой и саботажем, корпели ночами над чертежами мотоциклов светлого будущего. Оно настало в 1946 году, когда первая послевоенная "Ява-250", показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов. Этими машинами, вместе с трофейными мощными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации. Так появились единичные (вывоз техники был жестко регламентирован советской военной администрацией) "Явы" на полях России. А тем временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели. В 1948 году была выпущена "Ява-350" - с двухцилиндровым двухтактным двигателем. Эта, как и ее предшественница "250", были базовыми моделями, в которые вносились лишь некоторые улучшения, не затрагивающие основы конструкции. Именно эти модели и их многочисленные модернизации и служили верой и правдой многочисленным поколениям советских мотоциклистов. К 1960 году каждый третий советский мотоциклист (порядка сорока тысяч человек) ездил на чехословацкой "Яве". Но самый бум приобретения "Яв" начался на несколько лет позже... В 1976 году чехословацкое объединение "Мотоков", поставляющее в в СССР "Явы" перешагнуло финальную черту и поставило рекорд - на необъятных просторах 1\6 суши теперь бегало и размножалось дальше более миллиона "Яв" (по статистике, в среднем продавалось более ста тысяч экземпляров в год). Сколько народу заглядывало в магазин "Спорттовары", чтобы увидеть, а при возможности и купить это чудо - чехословацкую двухгоршковую "Яву-350", которая тогда стоила совершенно фантастически большие деньги - 650 новых (после реформы 1961 года) рублей. Чуть дешевле, стоила более устаревшая модель "Явы-250" - 520 рублей (а ведь поездка на метро тогда стоила 5 копеек, а батон хлеба - 13 копеек). Коляска "Велорекс" для желающих ездить на своем сокровище со всей семьей стоила всего 150 рублей.

НА ГЛАВНУЮ
Сайт управляется системой uCoz